Были в Грузии. Еще поедем

Обычный-тбилисский-двор
Обычный тбилисский двор

Почти все знакомые, услышав, что мы собираемся провести отпуск в Грузии, реагировали одинаково: «О! Грузия! Это моя мечта! Друзья ездили, вернулись в восторге, я теперь тоже хочу!» Из этого я сделала вывод, что, раз поездки в Грузию вызывают такой активный интерес, то для кого-то мои впечатления будут любопытны, а возможно, и полезны.

Дорога

Без учета времени на дорогу мы были в Грузии с 29 июня до 9 июля. Решили лететь в Тбилиси из Таллинна, с пересадкой в Риге. Билеты у нашей фирмы-перевозчика (обойдусь без конкретных названий, чтобы не быть обвиненной ни в рекламе, ни в антирекламе) обошлись нам почти в 260 евро на человека. Покупали мы их в феврале, и изначально на нужный нам рейс Таллинн-Рига-Тбилиси была заявлена цена 230 евро, однако при онлайн-покупке неожиданно изменилась. Нашу подругу это не устроило, и она нашла себе билет в другой авиафирме, за 180 с небольшим евро, но с вылетом из Риги и промежуточной посадкой в Стамбуле. Более того, в эту цену у нее входила стоимость багажа, мы же должны были доплачивать за каждое багажное место 80 евро, так что в итоге решили лететь только с ручной кладью. И размеры этой ручной клади должны была соответствовать требованиям авиакомпании; перед регистрацией на наш рейс каждый чемодан и рюкзак помещали в металлическую рамку. Некоторые баулы втискивали в нее с видимым трудом, но все пассажиры прошли этот контроль без финансовых потерь. Что, впрочем, не отменяет возможных штрафов за превышение габаритов — предупреждений об этом мы немало встречали в интернете.

В общем, у нас была возможность сравнить дорожные впечатления: мы провели в пути до Грузии меньше времени, чем наша подруга (ей нужно было добираться до Риги), но заплатили за билеты больше и летели без багажа. Условия, предлагаемые авиакомпаниями, тоже весьма разнились: небольшие и, прямо скажем, не слишком комфортабельные самолеты у нас и большущие аэробусы у подруги – с удобными и просторными креслами, возможностью смотреть кино, с наушниками, пледами и подушками для каждого пассажира. Кроме того, выяснилось, что в цену билета подруги входило питание на борту, причем по дороге как из Риги в Стамбул, так и из Стамбула в Тбилиси. К плюсам полетов с нашим перевозчиком можно отнести то, что по возвращении из Грузии мы вышли из аэропорта в Таллинне, сели в свою машину и поехали домой — без необходимости добираться до автовокзала в Риге, покупать там билеты на автобус и на несколько часов больше проводить в дороге.

Одним словом, выбор того, как добираться до Грузии, есть, каждый волен решать, что ему выгоднее и удобнее.

Тбилиси

Начну с погоды. Когда я вернулась из отпуска, коллега спросил: «Тепло там было?» Ответить непросто: 40-42 градуса — это тепло? В общей сложности мы были в Тбилиси четыре дня, и температура практически постоянно держалась выше +40. Это было, прямо скажем, нелегко (причем для местных тоже, все уверяли нас, что такая погода нетипична для начала июля), но даже подобная жара не могла испортить впечатлений от грузинской столицы.

Мы заранее бронировали апартаменты в Старом городе. Как нам кажется, это был очень правильный выбор. Он дал нам возможность почувствовать настоящую, нетуристическую жизнь обитателей Старого города. В маленьком узком дворе, кроме нас, жили исключительно местные люди, которые разговаривали, ругались друг с другом, общались с детьми, пили вечером чай на балконе, кто-то играл на флейте… Соседняя с нашей подворотней дверь вела в местную пекарню — маленькое, в одну комнату, помещение с вмурованным в пол тандыром. Там с раннего утра до позднего вечера можно было купить горячий кахетинский лаваш, вкуснее которого нам хлеба в Грузии не попадалось. Буквально за поворотом был местный магазинчик, из тех, где на десяти квадратных метрах продается все, от молока до туалетной бумаги, причем к оплате там принимали карточки. К слову сказать, в плане привычных нам удобств Грузия не разочаровала: картами можно было платить много где, особенно, разумеется, в магазинах, практически везде (во всех апартаментах, кафе и ресторанах) имелся бесплатный Wi-Fi.

Наша улица оказалась очень тихой, малолюдной, что было приятно для отдыха, но в двух минутах ходьбы от нас были выход на площадь Свободы или, если идти в другую сторону, – на набережную Куры с, кажется, круглосуточно работающими ресторанами, магазинами, яркими огнями, громкой музыкой, бесконечным автомобильным движением.

Если бы мы жили в отеле или квартире где-то в другом районе Тбилиси, мы, конечно же, выбрались бы в Старый город, чтобы увидеть знаменитые дворы и улочки, но вряд ли провели бы там много времени. А значит, не получили бы тех впечатлений и эмоций, какие переполняют нас до сих пор. Потому что одно дело время от времени гулять по старым улицам и совсем другое — жить в этом районе, здороваться с соседями, выбирать овощи (какие помидоры мы ели! Никаких абрикосов не надо!) и фрукты в лавках, здороваясь с уже знакомыми продавцами…

Бродить по Тбилиси можно бесконечно и практически круглосуточно. Днем — время от времени прячась от жары в музеях и магазинах, подставляя голову под распылители воды на верандах кафе, вечером и ночью — радуясь чуть остывшему воздуху, любуясь набережной Куры, памятниками, мостами и церквями в огнях, вступая в разговоры с другими туристами, продавцами, официантами.

Старый город по большей части находится в плачевном состоянии. При этом весь он — жилой, в 100-150-летних домах люди живут поколениями, а строились эти дома явно не на века. На многих улицах видно, как здания временно укрепляют — делают упоры из металлических балок, чтобы стены не кренились и не падали. Но, как нам рассказали, сейчас реализуется государственная программа реновации Старого города, причем на весьма радующих людей условиях: жильцы выезжают из своих домов на время ведения работ, государство оплачивает им аренду жилья в пределах 400 лари, по окончании реновации люди возвращаются в родные стены. Некоторые здания уже отремонтированы, выглядят они красиво, но, на мой взгляд, им не хватает обаяния старых, обшарпанных тбилисских домов и дворов — с облупленными резными балконами, шаткими лестницами на каких-то подпорках, зарослями дикого винограда, развешанным на веревках бельем. Хотя, разумеется, людям хочется жить в обновленных зданиях, и мнение туристов им ни к чему. К тому же я верю в тбилисцев, они смогут быстро обжить свежеотремонтированные дома и придать им прелесть, столь привлекательную для приезжих…

Старый город Тбилиси. Чтобы дома не упали…

Из Тбилиси в Батуми и обратно

Хозяин наших тбилисских апартаментов Эдгар, помимо прочего, устраивает для туристов туры по Грузии, и мы договорились с ним, что он на машине отвезет нас в Батуми, потом заберет оттуда обратно в Тбилиси, а по дороге мы посмотрим наиболее яркие достопримечательности. Поэтому у нас получилось увидеть много интересного, правда, каждый раз дорога — 350 км — занимала практически целый день. На поезде Тбилиси-Батуми получится, конечно, быстрее (кстати, билеты на него нужно покупать в интернете сильно заранее, мы, например, собрались сделать это в начале июня и опоздали), но далеко не так занимательно.

Мы побывали в Мцхете — городе у слияния рек Арагви и Куры, древней столице Грузии. На скальной вершине рядом — не менее древний монастырский храм Джвари. Считается, что он был построен в VII веке на месте, где когда-то воздвигла крест святая Нина, приведшая Грузию к христианству.

Заезжали в Боржоми, очень симпатичный курортный городок в ущелье, по которому течет Кура. По-хорошему там нужно провести хотя бы день-два, чтобы неспешно погулять по парку, подняться на фуникулере на гору и, разумеется, выпить знаменитой минеральной воды (замечу, мало похожей на привычную нам бутилированную «Боржоми»).

Желающим приобщиться к совсем древним объектам можно посоветовать пещерный город Уплесцихе — один из самых первых городов в Грузии, высеченный в скале еще в конце II тысячелетия до нашей эры. Основной совет, который могу дать, – не отправляйтесь осматривать его в 40-градусное пекло (как мы), поскольку подниматься вверх по голым раскаленным камням очень тяжело.

На обратном пути мы заезжали в каньон Мартвили — поразительно красивое место с небольшими водопадами, ущельями, ярко-голубыми заводями. Обычно по нему спускаются на лодках (за дополнительную плату), но нам не повезло: незадолго до нашего приезда в горах над каньоном сошел селевой поток, и катания туристов отменили.

Одно из самых ярких впечатлений — пещера Прометея, что в окрестностях города Цхалтубо. Это карстовая пещера, обнаруженная лишь в 1983 году и сплошь «заросшая» сталактитами и сталагмитами. Туристический маршрут в ней составляет полтора километра, скалы с натеками и высоченные своды подсвечены разноцветными лампами. От произведений «природного Гауди» просто лишаешься дара речи, забываешь обо всем, и 30-40 минут в пещере пролетают совсем незаметно. К тому же внутри всегда 14 градусов тепла, что весьма отрадно после жары снаружи.

Батуми

«Едете в Батуми? Это Лас-Вегас!» – сказала нам местная дама в Тбилиси. Так и есть, Батуми – очень туристическое место, буквально все рассчитано исключительно на приезжих. Красивый 8-километровый променад на набережной дает возможность как неторопливо гулять, так и кататься на велосипедах, маленьких электрокарах и прочих транспортных средствах, сдающихся в аренду. Вдоль парков и дорожек высятся довольно странные объекты — небольшой Парфенон, мини-маяк, дом, стоящий вверх ногами, на крыше. Во всех этих зданиях замысловатой архитектуры расположены преимущественно рестораны, их причудливый внешний вид нужен лишь для привлечения внимания туристов, они не создают какой-то единой картины. Вообще, нам показалось, что с «лицом» у Батуми, города с давней и богатой историей, непросто. Что считать таковым — высотки-новостройки необычного вида, нарядно подсвеченные вечером, европейскую застройку конца 19 века или довольно запущенные кварталы советских зданий? Непонятно.

Пляжная зона в городе длинная, пляж галечный. К сожалению, у нас не очень получилось с купанием и загоранием — пять дней в Батуми шли дожди, а на море были большие волны. Полноценно искупаться мы смогли лишь в Уреки — курортном местечке в 50 км от Батуми, где имеется единственный в Грузии официальный песчаный пляж, причем с черным вулканическим песком.

Батуми – новая архитектура

Ресторан на батумской набережной

Люди

Именно они — настоящая достопримечательность Грузии. Все искренне расположены к туристам, готовы помочь. Вам даже не обязательно спрашивать на улице, как пройти в то или иное место, – достаточно остановиться в попытке сориентироваться, и почти обязательно рядом появится человек со словами «Вам, наверное, в центр надо? Нет? А куда? А, сейчас я вам все объясню!» Объяснит, а может и проводить, если не сильно спешит.

Многие продавцы-частники на улицах, уже получив с нас деньги за свой товар,  докладывали в пакет еще горсть черешни или вяленой хурмы, иногда поясняя: «Вы — гости». Нормальная ситуация на рынке: «Специи — 1 лари за пакетик. Дорогая, возьмешь десять пакетиков — отдам за 8 лари! Взяла? Молодец, бери еще два, просто так, какие нравятся!» Судя по всему, щедрость и гостеприимство — черты, которыми грузины сознательно гордятся и стараются всячески проявлять.

В целом на улицах Тбилиси и Батуми чувствуешь себя спокойно, очень комфортно и уютно. За двенадцать дней поездки у нас не возникло ни одного мало-мальски неприятного момента, все было просто отлично.

Цены

Наверное, это многим интересно. Грузия — недорогая страна. Апартаменты в Тбилиси (скромные, ведь, повторю, мы жили в нефешенебельном Старом городе) обошлись нам в 6 евро с человека. Билеты на фуникулеры в Тбилиси стоят от 2 до 4 лари, то есть от 70 сентов до 1,5 евро. Проезд в метро (оно в Тбилиси небольшое и неновое, но вполне удобное) — 50 тетри, то есть 18 наших сентов. Столько же стоил кахетинский лаваш из пекарни, о которой я упоминала. Стандартная стоимость билета в музей — 3 лари (1 евро) взрослый и 1 лари (30 сентов) — для учащегося.

Помидоры мы покупали в магазинчиках за 1,5-2 лари, пара килограммов желтой черешни, купленной у пожилого батумца, обошлась мне в 4 лари, то есть в полтора евро.

Цены в общепите — примерно такие же, как у нас, но в лари. То есть почти втрое ниже, чем в Эстонии. Ужин на трех человек в средней руки ресторане обходился нам приблизительно в 10 евро, в которые входило вино или пиво. Разумеется, есть рестораны дороже — на более туристических улицах, рядом с достопримечательностями, но есть и более дешевые — там, где туристов поменьше.

Чурчхела (известная грузинская сладость из орехов и фруктового сока) на тбилисском центральном рынке или вяленая хурма у частника на улице в Батуми обойдутся втрое дешевле и будут гораздо свежее, чем в лавке на бойком туристическом месте в Тбилиси.

Еще поедем

Когда закончилось наше 12-дневное пребывание в Грузии, мы с друзьями сошлись во мнении: вроде бы и по дому уже соскучились, но и уезжать не хочется. Нечасто бывает, что страна «цепляет» так, чтобы в нее хотелось вернуться, еще не уехав. Грузия — такая. И если не через год, то через пару-тройку лет мы еще туда поедем. Надо увидеть Казбеги, Кахетию, Сванетию. И, конечно же, вернуться в Тбилиси – город, в который невозможно не влюбиться.